В начало Карта сайта Справочник Фотогалерея История Статьи Путеводитель Впечатления
Rambler's Top100 Service

Подданные Эллады. Каменотёсы из Греции участвовали в строительстве Кругобайкалки.


По поручению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина сотрудники музея ВСЖД побывали в архивах Москвы и Санкт-Петербурга в поисках данных об участии подданных Греческой Республики в возведении железной дороги по берегу Байкала.

Участие греческих специалистов в возведении КБЖД - белое пятно в истории этой великой стройки. На пике работ (1903 год) на ней трудилось около 15 тыс. человек. Рядом с русскими работали китайцы, итальянцы, албанцы, черногорцы, турки, австрийцы. А вот участие греков до последнего времени в архивных данных музеев Иркутска отмечено не было.

Именно представители посольства Греции обратились к президенту ОАО «РЖД» за помощью в поисках архивов, касающихся участия подданных Эллады в прокладке Транссибирской магистрали. О том, что они принимали активное участие в возведении Кругобайкальской дороги, сомнений не было. Каменотёсы из Греции трудились плечом к плечу с итальянцами, отличавшимися виртуозной работой с байкальским скальником.

Возможность хорошо заработать привела их на берег священного моря, бросив в бытовую неустроенность и суровые климатические условия. В отличие от русских, чей труд был в основном востребован на неквалифицированных работах, а месячный заработок составлял около тридцати рублей (корова тогда стоила приблизительно пять рублей), итальянские и греческие мастера зарабатывали в три - четыре раза больше. О размахе найма таких мастеров говорит тот факт, что в Иркутске в 1911 году было открыто Греческое вице-консульство. В то время в столице Восточной Сибири только официально проживало 32 подданных Эллады, в том числе и строители Кругобайкалки.

Ещё в 1908 году министр внутренних дел Российской империи П.А. Столыпин, признав своевременным отказ от существовавшего до той поры взгляда о недопущении иностранных консульских представительств в города Сибири из-за активизации иностранной торговли, был вынужден согласиться на открытие в Иркутске Бельгийского нештатного вице-консульства. Но это была только первая ласточка в инициативах такого рода.

В апреле 1911 года в записке иркутскому генерал-губернатору А.И. Пантелееву министр иностранных дел Российской империи С.Д. Сазонов отмечал: «Принимая во внимание, что Греция пользуется у нас правом наибольшего благоприятствования, императорское правительство не имеет возможности отказать в допущении греческого вице-консула в Иркутск, раз уж было высказано согласие на открытие Бельгийского вице-консульства в этом городе. Вследствие благоприятного отзыва Вашего о Маринакисе Министерство иностранных дел дало законный ход ходатайству греческого посланника о признании названного лица греческим вице-консулом в Иркутске». В этом же году российский император Николай II повелел «признавать проживающего в Иркутске греческого подданного Эммануила Маринакиса греческим вице-консулом в названном городе».

Надо сказать, отношение наёмных русских рабочих к иностранцам не всегда было безоблачным. «Сим имеем честь объявить Вашему превосходительству, что мы, служащие и рабочие Кругобайкальской железной дороги, ожидаем получить службу или работу уже более трёх месяцев, но все ожидания наши остаются безрезультатными по поводу того, что работы передаются Вами в руки иностранцев, как то итальянцам и грекам, - жаловалась «партия служащих и рабочих» начальнику работ по постройке КБЖД К.Н. Симбергу. - Истинно русские люди, все наши дети и жёны, находятся в ожидании от нас присыла денег, нам самим становится нечего кушать. Потому мы просим Ваше превосходительство принять надлежащие по сему делу меры, словом, защитить русских людей...»

Греки и ныне проживают в Иркутске. Они даже создали здесь городскую национально-культурную автономию «Фос Элиникон» (Свет Греции), в которой числится пятьдесят человек. У землячества есть своя школа, где греки-иркутяне изучают родной язык. Один из активных представителей автономии - Станислав Петрович Чебаненко. Украинская фамилия досталась ему от предков, которые, получив земельные наделы, ещё во времена Екатерины Великой осели в приазовских степях.

- У меня фамилия от слова чабан, видимо, кто-то из моих предков пас в своё время овец, - посмеивается он.

Так это или нет, но Станислав Петрович стал учёным-овцеводом, кандидатом сельскохозяйственных наук, долгие годы преподавал в Иркутской сельскохозяйственной академии. Он даже участвовал в создании новой местной породы овец - Приангарской.

А вот судьбу Станислава Петровича лёгкой не назовёшь. Отца репрессировали в тридцатые годы, голодал подростком, был под фашистской оккупацией. Но выучился, окончил Днепропетровский сельскохозяйственный институт и получил направление в одно из племенных хозяйств Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Во время посещения Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге директору музея ВСЖД Татьяне Гордиенко и заместителю директора Александру Хобте удалось познакомиться с судьбой удивительного человека - уроженца Таврической губернии, надворного советника, награждённого орденом Святого Станислава третьей степени, грека по национальности Михаила Ксирихи.

Приказом по Министерству путей сообщения от 30 июля 1894 года он был определён на должность начальника дистанции первого разряда по постройке отделения Средне-Сибирской железной дороги от Оби до Енисея. Потом трудился на постройке отрезка пути на Томск. И, надо сказать, работал на совесть. Недаром 12 октября 1896 года был произведён, как тогда говаривали, за выслугу лет, надворным советником.

С 1 марта 1900 года по 15 сентября 1903-го Михаил Петрович работал на Кругобайкальской железной дороге начальником технического отдела. «Проектировали, строили тоннели русские инженеры. Правда, в начале строительства наехало много итальянских инженеров, но, перезимовав зиму и не выдержав наших морозов, все они возвратились домой, - приводит слова одного из очевидцев возведения КБЖД А.В. Ливеровский, автор книги «50 лет работы на железнодорожном транспорте», изданной в 2005 году в Новосибирске. - Остался только один инженер, грек по национальности, по фамилии Ксирихи. Он проработал до конца строительства первого пути».

С 20 декабря 1903 года Михаил Ксирихи занимал должность помощника начальника работ по постройке Кругобайкальской железной дороги.

Александр Филиппов
газета "Восточно-Сибирский путь", номер 10, 2011 г.

Вернуться в начало статьи


TopList

 Пишите нам!

Пишите свои мнения, дополнения, замечания...
[На главную страницу]  [Карта сайта]  [Справочник]  [Фотогалерея]  [История]  [Статьи]  [Впечатления]
© Проект "Кругобайкалка"  Все права защищены.
Создано 25 марта 2011