В начало Карта сайта Справочник Фотогалерея История Статьи Путеводитель Впечатления
Rambler's Top100 Service

По Кругобайкалке с тележкой

Летом 1995 года состоялся наконец-то давно обещанный мне поход по Кругобайкалке.

Поход состоялся в августе, но в июне с однокурсниками уже ездил на КБЖД (мы спустились по долине Ангасолки, прошли 4 км в сторону Байкала и нас следующий день вернулись назад). В дер. Ангасольской три человека (включая меня) отправились не в Темную Падь, как остальные, а пешком в Култук, чтобы посмотреть новые места. Благодаря этому я узнал о существовании трех однопутных галерей между дер. Ангасольской и о/п 154 км.

В июле я один проехал на матане от Слюдянки до Байкала, сосчитав при этом число тоннелей и галерей, через которые проходит поезд (хотя, так как с поезда отличить тоннель от каменной галереи не представляется возможным, я считал каменные галереи за тоннели (если честно, тогда я еще и не знал разницы между ними)). Из Байкала я прошел назад до 80-го километра, измерив при этом длину ближайшей к Байкалу галереи, что впоследствии очень помогло мне.

В августе же, как я уже писал, состоялся поход. Для облегчения нашей жизни была сконструирована тележка, способная катиться по рельсам (правда только если ее тянуть). Два передних колеса были взяты от детской машины "Муравей", а чтобы они ехали строго по рельсам, снаружи прикрепили крышки от кастрюль. Задние же колеса были от роликовых коньков (тех, что по два сцепленных колесика). Проверка на трамвайных путях в Иркутске показала работоспособность идеи.

К сожалению на ж/д в день начала нашего пути что-то произошло и, в итоге, к старту мы добрались не в начале первого, как ожидали, а около пяти вечера. Причем от ст. Ангасолка мы ехали по левому пути, не используя электрическую тягу: электричка просто разгонялась под гору. Как впоследствии выяснилось, нам еще повезло: на другой день случилось крушение, и поезда вообще не ходили. Вышли на о/п 5293 км и по ужасно крутой тропе (в дождь по ней ходить самоубийство) спустились к Кругобайкалке в деревушке на 154-ом км. Немного отойдя от нее и провозившись полчасика со сбором тележки, мы отправились в путь, пройдя мимо первой однопутной галереи, которую я побежал мерить. (Я измерил длину всех тоннелей и галерей, не считая последней, в которой, к счастью, я уже побывал месяцем раньше). Под вечер начал моросить дождик, и мы остановились на ночлег, на 151-ом километре (как оказалось, одно из немногих мест в этой части дороги, где палатку можно поставить не прямо у рельсов).

Утром я проснулся раньше всех и, выйдя из палатки, впервые увидел на Кругобайкалке Orient Express. Впечатление было очень сильным - всемирно известный поезд, на котором ездили и Черчилль, и Гитлер - вдруг на берегу Байкала. Как выяснилось позднее, он совершает довольно частые рейсы летом.

На второй день в наших умах возникла идея купить в дер. Ангасольская молоко. Коров, как выяснилось, в деревне всего две: одна - у местного представителя администрации Прибайкальского парка дяди Вани, к которому мы идти не решились по принципу "молоко золотым выйдет", а вторая - у продавщицы, но нас предупредили, что она "никому молоко не продает". Уговаривать отправили маму, а меня и брата - для пущей убедительности. Была произнесена речь, на тему, что когда этот длинный (т.е. я) был такой как этот (т.е. Лешка), то вы нам молоко продали, так может и сейчас не откажете. Короче говоря, мы не только молоко там, но и морковку купили. Отойдя от магазина, я поинтересовался у мамы, когда это мы здесь молоко покупали. Она и отвечает: "Когда мы ждали матаню, чтобы хлеб купить" (это я перед школой был). Я подумал, что, пройдя с Темной Пади (а тогда мы шли оттуда) 3 километра в первый день, мы бы не стали ждать матаню из-за хлеба, а затем вспомнил, что это произошло в Баклани. Мама ответила, что неважно - молоко то нам продали, и что можно такой трюк в каждой деревне проделывать. В это же время была допущена роковая ошибка - из жалости к Лехе, его посадили на тележку. Тележка продержалась с полкилометра и крякнула. Леха был выслан, тележка подправлена, мы двинулись дальше, но необратимые изменения в ней уже начались.


Интерлюдия. По пути мы прошли через тоннель "Хабартуй 2", в котором я справлял свой день рождения в 1998 году. Шарик для дискотеки в тоннелеПравда, по первоначальному плану празднование задумывалось на берегу, но ввиду затяжного дождя нам пришлось дислоцироваться в тоннеле, где мы и организовали праздничный стол. Вечером же мы даже смогли устроить дискотеку. Опыт показал, что акустика в тоннеле отличная, а светомузыка, сделанная из крутящегося шарика, обклеенного кусочками зеркала, на который направили луч фонарика, оставила незабываемые впечатления. Справляйте дни рождения в тоннелях!

Ближе к вечеру после Шарыжалгая (там мы услышали крики детворы: "Смотри, какая телега! Да ну, разве это телега, там - крышки от кастрюль"; там же мы поменяли часть имеющейся у нас водки на омуля у местных мужиков) отвалилось одно из колесиков у левого ролика, но оставшиеся два километра с горем пополам мы преодолели. Ночевали в долине Шарыжалгая 3-го (поднявшись вверх по тропке). Место было более уединенным, нежели в первую ночь, но и комаров поболее.

Утром третьего дня осмотр тележки привел к неутешительному выводу, что оси у колес "Муравья" сильно погнулись. Но два с половиной часа на попытку восстановления потрачены были. Тележка протянула около трех километров и окончательно отказалась сопровождать нас дальше прямо посреди тоннеля. Колеса от "Муравья" были сняты и упакованы, остатки тележки прислонены к стенке тоннеля, а участники похода - нагружены рюкзаками.

В туннеле "Бакланий", что за Бакланью были обнаружены красивые на вид натечные образования (ручей вместо того, чтобы целиком утекать под мост перед тоннелем, частично просачивался по стенке). В 1999 году их уже не было, что свидетельствует о периодической очистке тоннелей железнодорожниками.

Некоторое время отнял у нас осмотр водотока на 123-м километре, возле которого обнаружился неплохой малинник. В принципе, здесь неплохое место для стоянки, очень интересные укрепления временного пути. Серьезный недостаток - трудный спуск к Байкалу, но воду можно брать из ручья Киркирея (для которого водоток и делали).

Мы же ночлег остановились за Маритуем (молоко в котором оказалось самым дорогим на всей Кругобайкалке; кстати разница в цене сохранялась и в 1999 году) (там перед тоннелем "Косой Убур" есть достаточно уединенное местечко, также с трудноватым спуском и ручьем поблизости). Вечером я впервые увидел летучих мышей.

На всем пути нами было обнаружено всего два плоских мыса - с достаточной (метров 50-70) удаленностью от дороги и пологому спуску к Байкалу - на 112 и 116 км (позже я был и на том и на другом - 112 лучше - там и площадь побольше, и местность посуше).

На четвертый день мы обедали на пляже за м. Половинный и в ходе дебатов возникла идея, устраивавшая всех: я оставляю свой рюкзак на 107-м километре и в быстром темпе иду до Уланово, все остальные же ждут матаню и приезжают на ней. Темп был действительно быстрым. Один километр я прошел со скоростью 9 км/ч. По пути, миновав станцию по ловле нейтрино, обнаружились еще три однопутных галереи. Но самое интересное ждало меня впереди...

В последнем перед Уланово тоннеле имелась сквозная ниша, в которую я, конечно, не преминул заглянуть. Увиденное повергло меня в шок. Бухта БерезоваяПервой мыслью, возникло предположение о глюках от чрезмерно быстрой ходьбы (мне казалось, что мое лицо - лицо огненного элементала) - я увидел каменную галерею, выход из которой обрывался в воду! Я протер глаза - галерея не исчезала. Тогда я вернулся в двухпутный тоннель и чуть ли не бегом преодолел оставшуюся его половину. К слову, похожий на эту галерею недействующий тоннель, расположенный ближе к Байкалу, чем используемый, находится и у водотока, но там явно сохранились укрепления, насыпь, да и в воду ничего не обрывается. Здесь же, если не знать, со стороны Байкала не видно и следов бывшего ж/д пути. Только, пройдя с полсотни метров, я обнаружил полуразвалившуюся стенку и другие следы укреплений. Еще через сто метров была и галерея. Пройдя по ней, я обнаружил что противоположный ее конец действительно обрывается в воду. Тогда я еще не знал о существовавшем в этом месте мосте (который впоследствии утартали на другой берег на р. Выдринная), а отсутствие быков навело меня на мысль, что здесь была насыпь, которую впоследствии Байкал размыл. Идея, конечно, не очень умная, но данный феномен требовал хоть какого-то объяснения. Перед Уланово я заметил два стоявших паровоза, но мне уже было не до них - бухта Березовая овладела моим воображением. Когда наконец я дождался матани и принялся взахлеб рассказывать про тоннель, мной с огорчением было обнаружено достаточно глубокое равнодушие к этому вопросу (оно сохранялось до этого года, пока мы не побывали там. Воистину - лучше один раз увидеть...).

Заночевали мы в трех километрах за Уланово на крутом мысу, который нам всем понравился, кроме наличия памятника в полукилометре.

На следующий день мы дошли до м. Толстый, залезли в гору, спустились с другой стороны тоннеля и вернулись через последний (в связи с его специфическим расположением, тоннель работает по типу трубы - ветер там жуткий). Вернувшись мы обнаружили, что времени немного, а до ближайшей остановки (80-й км) еще далеко. И мы ломанулись... Матаня нас догнала метров за четыреста до остановки, но мы так отчаянно махали руками, что она остановилась, мы зашли внутрь и поехали к порту Байкал. Последний, оставшийся на пути тоннель, как я уже писал, был промерен мною раньше.

Ночевали мы на вокзале в Байкале, а на утро из Листвянки (в которую приплыли на "Бабушкине") на автобусе вернулись в Иркутск.

Михаил Крайнов, сентябрь 1999 года, Иркутск

Вернуться в начало


TopList

 Пишите нам!

Пишите свои мнения, дополнения, замечания...
[На главную страницу]  [Карта сайта]  [Справочник]  [Фотогалерея]  [История]  [Статьи]  [Впечатления]
© Проект "Кругобайкалка"  Все права защищены.
Копирование информации разрешается только в некоммерческих целях со ссылкой
на источник (kbzd.transsib.ru) и авторов материалов. Копирование фотоснимков со
страниц сайта без предварительной договоренности запрещается.
Создано 23 марта 2000 года