В начало Карта сайта Справочник Фотогалерея История Статьи Путеводитель Впечатления
Rambler's Top100 Service

Очерк о поездке на Байкал (05-18 августа 2001)

"Славное море, священный Байкал"

Байкал! Кто из жителей нашей страны, да и не только не слышал этого слова? Хотя нет, недавно мне пришлось общаться с представителем Бельгии, который не слышал, и даже не подозревал о существовании подобного уникального озера. Как бы то ни было это его проблемы. Лично для меня это слово было всегда на слуху. Перефразируя известного русского поэта: "Байкал! Как много в этом звуке, Для сердца русского слилось".
Со школьной скамьи мне полюбился предмет под названием география. Я мог часами рассматривать карты и атласы и представлять себя на месте путешественников и землепроходцев. Не знаю почему, но меня, человека родившегося и выросшего в Москве непреодолимо тянуло в Сибирь и на Дальний Восток. Слова Байкал, Сахалин, Курилы, Камчатка всегда вызывали волнение в моей груди. Таким образом, поездка на Байкал стала первым шагом к исполнению моих давних заветных желаний. Путешествие состоялось в августе 2001 года, ровно год назад. Я пытался написать данный рассказ еще сразу по приезду в Москву, но что-то постоянно мне мешало. Лишь несколько дней назад вновь разглядывая фото с Байкала, я принял волевое решение сесть за написание краткого очерка об этом удивительном месте.
Подготовку к поездке я начал с вербовки единомышленников, и хотя персональный состав неоднократно менялся, коллектив подобрался на редкость дружный и мобильный. В итоге состав подобрался следующий: Дмитрий - хакер самоучка со стажем, он же Пес-рыцарь и верный собутыльник(24 лет), две подружки-хохотушки, представители банковского бизнеса Лера(25) и Люба(26), Юлия(24), её неразлучный спутник жизни, самый ответственный человек в группе и повар по совместительству Михаил(25), и, наконец, автор данной статьи, трейдер-путешественник(28). Возраст участников, указанный в скобках, на момент экспедиции.

Итак, настал день, когда мы все вместе встретились в зале аэропорта. После необходимых формальных процедур мы оказались в зале ожидания, где нам сообщили о задержке рейса. В условиях предпраздничного настроения, а также значительного потребления алкоголя в баре аэропорта "Внуково", совмещенного с тестированием телескопической удочки, 3 часа задержки рейса+5,5 часов лёта в ночном небе на супернадежном лайнере ТУ-154 авиакомпании "Сибирь" пролетели как одно мгновение. Славный город Иркутск встретил нас приветливым солнечным утром. Далее путь на такси до туристического агентства "Центр экономического развития ВСЖД". Еще из Москвы я несколько раз связывался с ними по телефону, обсуждая возможные варианты туристической программы. В итоге наш маршрут состоял из следующих этапов: Иркутск - Листвянка - т/б "Шумиха" - Листвянка - Иркутск -Ольхон - Иркутск. В агентстве милые девушки выдали нам путевки, и, пожелав нам приятного отдыха, усадили в заранее подготовленную для нас машину, на который нам предстояло проделать путь от Иркутска до Листвянки - первого населенного пункта на берегу Байкала на нашем маршруте. Предварительно заехав в черте города в магазин для закупки необходимого количества алкогольной продукции, мы достаточно быстро добрались до Листвянки, расположенного в месте, где из озера выбегает Ангара. Выйдя из микроавтобуса, было ощущение, что ты попал в какой-то приморский городок. Картину, открывшуюся моим глазам, не возможно описать словами, а душевное состояние и того подавно. Никогда в жизни я ещё не испытывал подобный восторг от окружающих пейзажей. Величие Байкала предстало перед нами во всей своей красе. Справа, на противоположном берегу Ангары виднелся порт Байкал, а впереди, на многие километры простиралась бескрайняя водная гладь. Противоположного берега, несмотря на солнечный день, не было видно. Неслучайно многие называют Байкал морем. Далее наш путь следовал в направлении турбазы "Шумиха", которая на ближайшую неделю должна была стать нашим домом. Она расположена на берегу озера, порядка 30 км южнее Листвянки. Этот путь мы проделали за 3 часа на борту небольшого кораблика (катер типа "Ярославец"), предварительно заказанного для нас тем же самым агентством. Ощущение праздника усиливалось все больше и больше, с каждым новым стаканом, выпитым за встречу с Мечтой. Как только мы ступили на борт нашего судна, озеро показало свой суровый характер. Хотя температура окружающего воздуха была порядка 30 градусов, нам пришлось достать теплые вещи, так как с воды повеяло холодом, причем не слабо.О/п 102 км вечером Кораблик плыл на небольшом расстоянии от берега вдоль знаменитой (правда, не для всех) Кругло-байкальской железной дороги. Это поистине уникальный памятник транспортной архитектуры и инженерной мысли. Я до сих пор не могу понять (проштудировав немало статей в сети на данную тему) как подобный проект мог быть осуществлен в начале 20 века да еще в таких тяжелейших геологических и географических условиях. Скажу честно, железнодорожная тематика мне близка, и когда я впервые наткнулся на сайт Михаила Крайнова (http://kbzd.transsib.ru/index.htm), мне непременно захотелось побывать в тех краях, увидеть собственными глазами бесчисленное количество туннелей и виадуков. Особенно мне понравилось фото вокзальной постройки станции Маритуй сделанной в ранние часы. Собственно это и предопределило наш маршрут первой части экспедиции по Байкалу, хотя остальные участники только недоумевали на этот счет. Между тем, пока мы созерцали красоты КБЖД, живописные пейзажи береговой полосы и бескрайние просторы Байкала, наш кораблик вошел в небольшую песчаную бухточку. Чуть левее в озеро впадает небольшая горная речушка - Шумиха, вполне оправдывающее своё название. Это особенно заметно ночью - в полной тишине. Она то и далаНа о/п 102 км название небольшому населенному пункту, состоящему буквально из 3-4 домишек (не считая построек турбазы) расположенному в ложбине меж двух горных склонов. Поднялись на насыпь по бетонной лестнице. Справа железнодорожное полотно убегает в глубь туннеля "Шумихинский", а слева небольшая, просто игрушечная, точь-в-точь как у меня в детстве деревянная ж/д платформа. В терминологии КБЖД это звучало как "остановочный путь 102 км". У платформы нас уже поджидала Галина Ивановна Цаплова, которая совмещала функции администратора, горничной и повара в одном лице. Непосредственно турбаза состояла из 4 строений: столовой, строящейся 2-х этажной гостиницы, бани и нашего домика, рассчитанного на 6-8 человек. Обстановка в трех наших комнатах простая, но вместе с тем уютная и достаточно комфортная. Был даже камин, правда, мы им не пользовались. В доме также было электричество. Единственное что доставляло неудобство, так это "удобства на улице". Но все знали, на что шли, поэтому были готовы к этому. Также не было средств связи с внешним миром, что лично для меня было возможностью дать мозгам отдохнуть от слишком плотного потока информации. Занимательный факт: мы, находясь уже на приличном расстоянииВид на Шумиху сверху от Листвянки, все еще могли пользоваться мобильными телефонами, и только когда поселок скрылся из виду, исчезла и связь. После того как мы осмотрелись и расселились по комнатам, мы собрались в столовой на обед. Галина Ивановна накрыла стол на веранде, выходящей на речку. Первый обед на сибирской земле явно указывал на гостеприимство данной местности. Обильные блюда русской кухни плюс пара рюмок создали соответствующее настроение для первого знакомства с окрестностями. Прихватив бутылочку пивка калибра 2,25 литра (почему-то в иркутской области очень популярно ярославское пиво "Волга"), мы отправились осматривать красоты КБЖД. Перво-наперво мне хотелось взглянуть на "итальянскую стенку" в живую, фото которой мне также запомнилось после просмотра сайта, посвященного Круглобайкалке. Благо находилась она не так далеко. Перейдя по мосту Шумиху и обогнув небольшой склон, мы увидели галерею "Шумихинскую". Немного пофотографировали, изучили внутреннее строение галереи, пройдя ее насквозь, не спеша, двинулись далее. Цель нашего короткого путешествия располагалась прямо за мостом через Малую Шумиху. Картина увиденная мной практически ни чем не отличалось от той, что я видел на сайте, развеГалерея с пристроенной к ней итальянской стенкой что трава у стенки была чуть повыше. Опять же сделали несколько фотоснимков и двинулись в обратный путь. Вернулись мы почти к самому ужину, после которого нас ждала баня. Я решил отличиться и после парной добежал по дорожке до речки, чтоб омыть себя не как все из бочки с заранее заготовленной водой, а окунутся в Шумихе. Надо сказать, что контраст я почувствовал мгновенно. Если уж в озере вода была холодной, то в реке она вообще ледяная. После этого подвига я заработал насморк на следующие 2 недели. Кроме того, насморк в ночное время превращался в страшный по звучанию храп, которым я терроризировал остальных участников экспедиции. Смыв с себя дорожную пыль мы устроили не большой пикник почти на самом берегу Шумихи. Сидя у костра, под шумный гул речушки, мы делились своими первыми впечатлениями от встречи с Байкальской землёй. Небо было всё усеяно звездами. Так бы мы и просидели всю ночь, если б только не долгая дорога из Москвы не давала о себе знать. Нас начало клонить в сон. Первый день на Байкале плавно подошел концу. И это было только начало нашей увлекательной экспедиции на озере.

На следующий день мы совершили небольшую прогулку по направлению к дому лесника, что располагался в районе о/п 107 км. Я уже не помню, зачем конкретно по совету Галины Ивановны мы туда пошли, то ли за рыбой, то ли за молоком, но в итоге мы всего лишь прогулялись туда и обратно. У лесника ничего не было, и мы договорились, что на следующий день он привезет нам рыбу прямо в Шумиху. Зато на обратном пути, около лаборатории нейтринной астрофизики, произошло первое купание в водах Байкала. Правда, купались только два человека - Люба и Миша, мне хватило того, что я помочил слегка ноги, уж больно холодная была вода, ну а ребята поплескались на славу. После обеда, ближе к вечеру, мы втроём - Миша, Димон и я, решили испытать собственные рыболовецкие навыки. Взяли взаймы у нашей хозяйки две сети и лодку, и, пока девушки загорали на пляже, отправились за добычей. Решили поставить сети перпендикулярно берегу, в районе мыса, через который проходит туннель "Шумихинский". Установка сетей не заняла много времени, но вот снятие их на следующий день доставило нам не мало хлопот. Сначала мы никак не могли найти то место, где установили вторую сеть. Потом устали её доставать. Стоит ли говорить, что нас ждал богатый улов, который состоял лишь из двух непонятных рыбёшек, смахивающих на бычков. Но и это было не самое страшное. Во время процесса подъёма сетей, они сильно перепутались. Последующие распутывание сетей заняло у нас часа три, и полностью отбило у меня желание рыбачить сетью впредь. Да и у моих друзей тоже. Зато лесничий не подкачал- подогнал нам рыбку что надо. Перед тем как поехать на Байкал я много раз читал и слышал об уникальной рыбе - омуле, проживающей здесь, и вот она перед нами. На вид очень похожа на сельдь. Но вкусовые качества конечно отличаются. Было принято решение заняться приготовлением рыбы самостоятельно. Тут в дело вступил Миха и блеснул своими кулинарными способностями. У нас на базе, между нашим домом и баней, была коптильня, и дальше события разворачивались вокруг неё. Обед на открытом воздухе удался на славу. Мишина уха и свежекопченая рыба были неподражаемы. Свежий воздух, вкусный обед, холодные напитки, теплая компания, - что еще нужно для хорошего отдыха?
Следующим этапом знакомства с окрестностями была прогулка до о/п "Уланово" и расположенной там турбазы "Хвойная", что в 4 км от Шумихи (Кстати, изначально я планировал остановиться именно в "Хвойной", но места там были заняты и к тому же девушки из турагентства рекомендовали "Шумиху"). Так же мы решили прояснить судьбу нашего обратного отъезда. У некоторых участников экспедиции сложилось неверное представление о договоренностях с турагенством. Товарищи утверждали, что раз нас сюда на катере привезли, то также должны доставить до Листвянки обратно. Я утверждал противоположное, так как хоть и был слегка пьян после перелета, детали договоренностей я помнил. В "Уланово" якобы была связь с "большой землёй" и этот вопрос мы предполагали выяснить там. Уже знакомый нам туннель "Шумихинский" был отправной точкой нашего маршрута. Пройдя сквозь него, а затем и сквозь туннель №10, не спеша, дошли до туннеля "Березовский". Войдя в него, такое ощущение, что с другой стороны он просто-напросто замурован. Туннель достаточно длинный (около 500 м.) и при этом делает крутой изгиб, так что противоположного выхода не видно, вследствие чего уже через несколько метров от входа оказываешься в полной темноте. При этом имевшийся у меня маленький фонарик явно не мог нам помочь. Пришлось идти практически на ощупь. Где-то посередине туннеля был пробит сквозной выход в бухту Березовая. Мы решили в него заглянуть. Метров через 20 нашему взору открылся крутой обрыв в Байкал. Здесь Люба решила показать своё искусство скалолазанья, лихо вскарабкавшись по склону. Просто прирожденная женщина-паук. К ней решил присоединиться ещё один паучок, - это был Миша. Сделав несколько фотоснимков и запечатлев процесс скалолазанья на видео, мы двинулись далее. На подходе к Уланово, буквально в 2 метрах от ж/д полотна собрали несколько подберезовиков. Скоро из-за поворота показались два стареньких паровоза, которые встали на вечную стоянку на запасных путях. Опять же сделав несколько снимков и полазив по технике, двинулись непосредственно к турбазе "Хвойная". Надо сказать, что оглядевшись на месте, мы ничуть не пожалели что остановились на "Шумихе". У нас всё было более уютно и компактно, а здесь все помещения турбазы были вытянуты вдоль ж/д полотна на небольшом от них удалении. Местность достаточно открытая с малым количеством деревьев. Разве что только беседки у обрыва к озеру, из которых открывался прекрасный вид, спасали положение. Вторая цель нашего маршрута, кроме ознакомительной, так и не была выполнена. Нашли какого-то дядю, работающего на турбазе. Связи с агентством установить не удалось, я уж не помню по какой причине, но мужик, слегка подумав, дал двусмысленный ответ типа "раз вы с ними договаривались, то значит должны вас забрать". Но беда в том, что договаривались они только со мной, а остальные при этом не присутствовали, но почему-то были уверенны в своём мнении. Короче каждый остался при своей точке зрения, и мы двинули в обратный путь.

В один из дней, как раз накануне похода в Маритуй о чем чуть позже, решили прогуляться вдоль речки (Шумихи) по направлению к ее истоку. Занятие это оказалось не самым легким, но зато увлекательным. Приходилось продираться сквозь кустарники и скакать то вверх то вниз по пригоркам и склонам, окружающим Шумиху. Сама же река представляла собой непрерывную череду маленьких водопадов, образованных огромными валунами, свалившимися с окрестных гор и загораживающих русло. Вода, с шумом падая с камней, бежала дальше к озеру. Гул воды заглушал речь, и в разговоре приходилось постоянно повышать голос. Прошли мы метров 700, но такое ощущение, что отмахали несколько километров. Горы все ближе и ближе сжимались к руслу. Стало темнеть (поздновато вышли). Мы решили возвращаться.
А теперь самый страшный момент, который мне пришлось пережить на Байкале. Готовясь ко сну и любуясь видом заката, я случайно провел рукой по своему животу, поправляя спортивный свитер одетый на голое тело. Рука нащупала инородный предмет в районе чуть выше пупка. Мне это сразу не понравилось. Пришлось созвать консилиум, который поставил убийственный диагноз - КЛЕЩ! Видимо во время прогулки вдоль речки он свалился с дерева мне под свитер и там решил задержаться на какое-то время. Я был в легком шоке. Если бы перед поездкой я не сделал прививку от клещевого энцефалита, я бы там, на месте от страха и сдох. Сразу же посыпались советы как мне быть. Перво-наперво было решено сделать анестезию посредством стакана водки, с чем я сразу же согласился. Затем последовали предложения, которые мне понравились гораздо меньше. Типа нужно сделать надрез. Кто-то слышал, что клещи бояться подсолнечного масла. Начали поливать мне живот маслом. Размазали масло по всему пузу. На клеща это никак не подействовало. Решили его утопить, для чего в рюмку налили масла и накрыли ей клеща. Эффект оставался прежним. Затем решили отравить его табаком, набрав дыма в стакан и накрыв им пораженный участок. Никакой реакции со стороны клеща! Я даже думаю, что он в тайне над нами посмеивался. Мои друзья тоже смеялись и веселились. Не смеялся только я. В конце концов, решили послать гонца за нашей хозяйкой. По дороге попался мужичек, который работал на строительстве гостиницы. Он то и стал моим спасителем. Схватив клеща, он сделал несколько поворотов и вывинтил инородное тело из моего живота. Я был спасен.

Кульминацией программы нашего пребывания на КБЖД стала пешеходная прогулка до станции Маритуй. Ни все участники экспедиции понимали, почему именно туда, но как я уже писал ранее, уж очень мне понравились фото этого населенного пункта на сайте Крайнова. Чем? Я и сам толком не знаю. Наверно само название меня привлекало. Как бы то ни было, другие участники меня поддержали. Это было даже скорее не прогулка, а марш-бросок. Достаточно быстрый темп и всего один привал. Надо сказать, что это мероприятия должно было состояться чуть-чуть пораньше. Мы планировали рано утром (что-то около 4 часов утра) сесть на местный пригородный поезд (Передача или Матаня как его еще называют местные жители), курсирующий 2-3 раза в неделю, добраться до Маритуя и уже оттуда отправиться пешком к турбазе. Вариант дойти туда пешком и так же пёхом вернуться назад (около 35 км туда и обратно) не улыбался даже мне. Но этот план сорвался, так как мы обломались с будильником, и поезд уехал без нас. Честно говоря, меня это несколько расстроило. Тут же родился новый: дойти пешком до цели и оттуда уже добраться на поезде, следующем в обратном направлении. Так и решили. Утром, что-то около 8 часов (уж очень боялись опоздать на поезд), мы растянувшись друг за другом вдоль ж/д полотна, начали движение. Утро не предвещало ничего хорошего, было прохладно, облачно да еще накрапывал мелкий дождь. Но это оказалось временным явлением. Буквально через час выглянуло солнце. С учетом того что, глядя на дождик, мы оделись соответствующим образом, стало жарковато. С самого начала мы набрали довольно резвый темп. Очень быстро проскочили мимо уже знакомой нам "итальянской стенки" и галереи №8, пролетели мимо галереи "Ивановской", лаборатории нейтринной астрофизики, расположенной в поселке Ивановка, и у домика лесничего, что около о/п 107 км, сделали короткий привал. Надо сказать, что тропинок вдоль полотна практически нет и идти вдоль КБЖД приходится непосредственно по полотну. Но так как расстояние между шпалами не соответствует ширине шага обычного человека, это создаёт определенные трудности при ходьбе. Идти рядом с полотном также проблематично, так как с боков очень часто его окружает высокая трава, да еще по утру вся в росе. Так всю дорогу и приходилось скакать.
Далее на нашем пути был живописный мыс Половинный и одноименный туннель - самый длинный на всем участке КБЖД. Хотя с виду и не скажешь. Дело в том, что он абсолютно прямой, безо всяких поворотов и изгибов, и когда идешь и смотришь сквозь него, такое ощущение что вот-вот выйдешь наружу. На самом деле пройти эти 800 метров не так то быстро. Долина р. Большая ПоловиннаяПри выходе из туннеля нашему взору открылся удивительный по красоте распадок. Пейзаж долины реки Большой Половинной и небольшая деревушка на берегу, словно открытка из альбома. Река, разливаясь у устья, неторопливо несет свои воды к Байкалу. На лугах по берегу реки стоят стога сена. Полную картину дополняет абсолютная, просто нереальная тишина. На мой взгляд, это самое живописное место на протяжении от Маритуя до порта Байкал. За всю трассу КБЖД говорить не могу, так как дальше Маритуя не был. Сделав несколько снимков, двинулись дальше. Итак, половина пути позади. Стало конкретно припекать. Все поснимали с себя куртки и ветровки и покидали их в рюкзак. У нас было два рюкзака: маленький у Любы и большой, который попеременно несли ребята. Наступил сладостный момент этот рюкзак тащить мне. Нельзя сказать, что рюкзак был уж очень тяжелый, но определенную нагрузку он создавал, и я плелся в конце. Слегка подбадривало меня лишь то, что в нем был наш походный паёк: 2 банки тушенки, хлеб и бутылка водки, и если б я отстал, то с голоду бы не умер.
Быстро пронеслись мимо туннеля "Чайкинский", теперь уже в отличие от "Половинного" самого короткого на Круглобайкалке, всего-то 31 метр. Темп немного стал спадать. После "Асламовского" туннеля попалась группа пожилых немецких туристов. Вообще надо отметить, Тоннель "Чайкинский"что туристы на Байкале в основном иностранцы. Из российских здесь, как правило, только жители Иркутской области и ближлежайших регионов. И только малая часть тех, кто как мы, из западных регионов России. Немцы были одеты явно не по-походному, и я с трудом себе представляю, куда они направлялись. Я предположил, что они до сих пор выходят, из окружения под Сталинградом, но видно сбились с пути, и вышли к Байкалу. С трудом я сдержался, чтоб не выкрикнуть - "Гитлер капут!" или "Хэнд э хох!". Шутка. Немцы были очень приветливы.
Пройдя ещё немного, мы решили сделать привал и слегка перекусить. Основная причина нашего беспокойства было то, что мы не знали точного времени прибытия поезда в Маритуй. Но теперь было ясно, что мы идем с опережением (если бы мы знали с КАКИМ ОПЕРЕЖЕНИЕМ) графика, и поэтому отдохнуть можно было подольше. Спустились с полотна на галечный пляж. Быстро соорудили из камней небольшое подобие печки, развели огонь и подогрели консервы. Далее в ход под бутерброды с тушенкой, очень не плохо, пошла "трудная вода". Запивали ее, черпая запивку прямо из озера. Кстати, вода в Байкале действительно чистая, так как на протяжении всей нашей экспедиции, мы неоднократно пили воду из озера (а так же из горных речек и ручейков), и ни у одного из нас не было ни малейших проблем со здоровьем. Отдохнув на берегу, примерно через час, мы снова двинулись в путь. Нам предстояло пройти ещё где-то 5 км. Последний туннель на нашем пути - "Косой Убур" - и вот мы фактически на финишной прямой. Дорога делает поворот на право вдоль крутого склона и перед нами открывается конечная точка нашего маршрута - поселок Маритуй. На фоне других остановочных пунктов и разъездов, Маритуй действительно кажется большой станцией, - много домов и несколько ж/д путей. Мы дошли до вокзальной постройки и тут же на платформе, побросав вещи, решили ждать поезд. Ждать пришлось около 5 часов. Димон и Миша пошли на разведку магазина, а я с камерой полез по лестнице к деревянной постройке водоснабжения паровозов (что это такое я также узнал на сайте М. Крайнова, сам бы никогда не догадался). Лестница также была деревянная иВ Маритуе очень старая, местами подозрительно скрипела, того и гляди, сломается под ногами. Запечатлев окрестности на видео, я спустился вниз, как раз когда возвращались наши разведчики. Магазин находился прямо рядом со станцией. Из разведки наши друзья вернулись с группой местных алкашей, которые за услуги гидов-путеводителей попросили 20 рублей. Они быстро реализовали полученный бонус и решили составить нам компанию. Среди всех бухариков особенно выделялся Серега (как мы потом узнали). Личность очень колоритная, но в месте с тем и достаточно типичная для алкаша. На вид лет 28-30, средний роста, худощавый, на животе красноречивая наколка "ХАМ". Группа подсела к нам и потихоньку начала завязываться беседа, суть которой заключалась в том, что неплохо бы помочь деньгами аборигенам. Сумма единовременного пособия составляла 50 рублей. Глядя на то что, крайняя нужда местного населения нас никак не трогает, Серега (кроме него никто и не дергался) в разговоре начал как бы невзначай вспоминать своё уголовное прошлое и конфликты с правоохранительными органами. Короче посыпались скрытые угрозы. С нашей стороны в дискуссии принимал участие Миха. Он спокойно и с достоинством отвергал все предложения о дотациях. Димон и я молчали, наблюдая за развитием ситуации. В принципе, за исключением одного, аборигены не представляли серьёзной угрозы в смысле спарринга, но хрен знает, сколько их всего скиталось по поселку. Плюс с нами были девушки, что значительно сковывало место для маневра. Меньше всего мне хотелось на отдыхе заполучить конфликт с мало предсказуемым результатом. В какой-то момент ситуация накалилась и я уже прикидывал как лучше встать, чтоб мой килограммовый "Гриндерс" прилетел точно в череп одному из собутыльников (диалог происходил сидя на краю платформы, и поэтому особо задирать ногу бы не пришлось). Видно наше напряжение передалось оппонентам, и они решили сбавить обороты. Поняв, что силой ничего не добиться, алкаши потеряли к нам интерес и потихоньку все разбрелись по подворотням. Все, но только не Серёга! Жажда выпить заставляла его искать выход. Он решил снова сменить тактику. На этот раз он решил нас расположить к себе посредствам весёлых рассказов из своей богатой жизни. И надо сказать ему это удалось. В нем проснулся актерский талант. На протяжении более чем 3 часов он развлекал нас, как только мог. Под конец он меня даже рассмешил. Он подобрал верный психологический ключ и за свой "театр одного актера" получил желанные 50 рублей. Тут уж и он окончательно потерял к нам интерес. Обменял гонорар на спирт по курсу 10 рублей - 100 грамм, разбавил водой из колонки, и отправился восвояси.
К тому времени на станции начал собираться народ и стало ясно, что скоро подойдет долгожданный поезд. Так оно и произошло. Вдалеке из туннеля медленно выполз тепловоз с прицепленными к нему плацкартными вагонами. Мы погрузились в поезд и через минут 30 были уже в Шумихе. Так закончилось наша увлекательная прогулка в Маритуй.

На следующий день группа в составе Леры, Любы и меня (остальные участники экспедиции решили отдохнуть после похода в Маритуй) совершила восхождение на соседнюю гору, являющейся водоразделом Большой и Малой Шумихи. Ещё до этого Галина Ивановна предупреждала нас о том, что в данной местности много гадюк и щитомордников. День был солнечный, и в такие дни они часто любят выползать и греться на камнях, и была вероятность не заметить и наступить на них (кстати, за все время, проведенное на Байкале, мы ни разу не встретили пресмыкающихся). Мне было достаточно клеща, и поэтому я смотрел исключительно себе под ноги. Начали подниматься на гору от галереи "Шумихинской". Поначалу взбираться было очень тяжело, слишком крутой подъем. Приходилось хвататься руками за ветки кустарника. Дальше стало чуть полегче. Пока забрался на гору, я был весь мокрый. Оттуда открывался прекрасный вид на окрестности. Высота что-то около 200 метров, а домики нашей турбазы на вид были просто крохотными. Полотно КБЖД с высоты превратилось в тонкую линию, тянущуюся по кромке воды. На противоположном берегу озера в дымке виднелись горы. Обратно решили пойти другим путем, а именно спускаться по склону прямо к Шумихе. Мы посчитали, что так короче, да и идти под горку будет легче. Легче оказалось не намного. Из под ног постоянно вылетали камни. Приходилось прыгать от дерева к дереву, иначе можно было проскочить на скорости мимо опоры, и далее лететь в свободном полете до самой речки. В итоге спуск по времени занял столько же, сколько и подъем. Шумиху перешли вброд по камням, что оказалось совсем не сложно.

Незаметно пролетело время, и вот настал грустный день расставания. Утром моросил мелкий дождь. После завтрака мы попрощались с Галиной Ивановной, и тут, вот чудо для меня, к берегу подошел катер. Все обрадовались и стали загружаться. Но радоваться пришлось не долго. Как оказалось потом, капитан слегка ошибся и приплыл забирать туристов не в "Хвойную", а в "Шумиху". Все выяснилось позже, когда мы доплыли до "Хвойной". Нас естественно попросили с борта корабля, а на наше место загрузились те, кто и должен был загрузиться. Капитан, ни за какие деньги не захотел захватить и нас, ссылаясь на перегруз. Все, кроме меня, заметно приуныли, - я то изначально был готов к подобному развитию событий. Но у моих друзей всё еще теплилась надежда на то, что за нами все-таки приплывут. К причалу действительно подходили изредка какие-то катера, но явно не за нами. В действие вступил второй (основной) вариант эвакуации. Он состоял в том, что нужно было дождаться поезда, и добраться на нем до порта "Байкал", далее до Листвянки на пароме. Останься мы ждать поезд в Шумихе, можно было бы и позагорать, пообедать и спокойно, без суеты погрузиться в вагон. Здесь же пришлось сидеть и ждать по жаре на чемоданах когда подойдет поезд. Ждать пришлось долго, часов пять. Каждый искал, чем заняться. Я решил первый (и последний) раз опробовать свою удочку, сломанную еще перед отлетом в Иркутск в аэропорту. Ловить с её помощью было не особо удобно, так как она постоянно складывалась. Я начал ловить мальков, намотав леску прямо на палец. Рыбалка не задалась, я плюнул на это занятие, и передал удочку Любе, которая страждала поймать гигантского омуля. Вскоре и ей это занятие надоело. Мы выдвинулись с пирса по направлению к платформе, где без приключений и дождались поезда. Доехали до порта. Пока ждали отправления парома, пошатались по поселку. Первым делом ломанулись в магазин за пивом, так как запас алкоголя у нас в последние два дня полностью исчез. Паром минут за тридцать доставил нас в исходную точку первой части нашего путешествия по Байкалу.
В Листвянке сразу же нашли гостиницу, которая представляла собой ночлежку улучшенной категории, переоборудованная из бывшего дома быта. В принципе, нам большего и не нужно было, лишь бы бросить вещи да переночевать. У нас в плане на вечер было посещение ресторана "Прошлый Век", о котором я узнал из очерка туристов, побывавших в этих местах. До ресторана пришлось долго идти вдоль набережной. Здесь цивилизация в виде мобильных телефонов, вновь дала о себе знать, и Димон стал яростно названивать по телефону. Было такое ощущение, что он как минимум год провел в тайге в одиночестве. Пиво, просочившееся мне внутрь, а также живописная картина заката и предвкушение хорошего застолья настроили меня на радостный лад. В ресторане все было более менее прилично. На первом этаже была барная стойка и бильярд. Мы расположились в зале на втором этаже. Играла музыка, местами попадались иностранцы. Посидели неплохо. Весело. Больше всего меня удивил счет, - с шестерых человек за салаты, закуски, горячее, пиво, соки, много водки и мороженое с нас взяли около 1300 (Тысяча триста) рублей. Нетвердой походкой вернулись в ночлежку. На утро первый и последний раз на Байкале у меня болела голова, - уникальный случай, так как пили мы практически каждый вечер и помногу (я имею в виду ребят), без всяких последствий на следующее утро. Видно сказывается хорошая экологическая обстановка. Процесс умывания пришлось перенести непосредственно на берег Байкала, в ночлежке отключили воду (горячей не было вообще). Покидали вещи в рюкзаки и отправились к пристани, где нас уже ждал заказанный в агентстве уазик. Он умчал нас в направлении Ольхона. Первая часть экспедиции закончилась.

Александр Николаев, август 2002 года, Москва

Вернуться в начало


TopList

 Пишите нам!

Пишите свои мнения, дополнения, замечания...
[На главную страницу]  [Карта сайта]  [Справочник]  [Фотогалерея]  [История]  [Статьи]  [Впечатления]
© Проект "Кругобайкалка"  Все права защищены.
Копирование информации разрешается только в некоммерческих целях со ссылкой
на источник (kbzd.transsib.ru) и авторов материалов. Копирование фотоснимков со
страниц сайта без предварительной договоренности запрещается.
Создано 14 ноября 2002 года